Колокол

Артем Филатов, Владимир Чернышев

2015

Инсталляция

Выставка «Музей великих надежд», ГЦСИ «Арсенал», Нижний Новгород


В традиционной культуре каждая ее составляющая имеет символическое значение: характер обряда, разновидность резьбы наличников или платье с особым орнаментом — все это знаки, которые транслируют людям определенные знания. Древние культурные коды вытесняются из стремительно меняющегося городского пространства, в то время как в сельском поселении они угасают вместе с оставленными избами.

В качестве рабочего материала мы решили использовать старые деревянные доски, собранные в заброшенных деревнях Нижегородской области, из которых в итоге и была создана серия из семи арок. Деревянная арка является важным архитектурным символом во многих культурах, говорящим о власти — мирской или божественной силе, превосходящей возможности простого человека. Сегодня арка лишилась внутреннего содержания, став лишь пустой формой, элементом декора. Над аркой часто располагалось важное изображение или барельеф: герб города или знатного рода, религиозный образ или композиция, воспевающая военные подвиги. 


Для наших арок мы специально выбирали доски со сгнившими концами, чтобы их форма была чем-то средним между творением человека и природы и не походила на обычную имитацию архитектурной формы. Когда мы подошли к вопросу о том, что будет создано на центральной деревянной поверхности, мы уделили особое внимание тому, что она имеет две стороны — центральную и заднюю. Этот дуализм, стремление показать две части одного целого — привели нас к тонкому сравнению, должно быть знакомому каждому живущему в России.


Выставка «Музей великих надежд» приурочена к открытию после реставрации здания Арсенала Нижегородского кремля, соединив в себе современное искусство и современное краеведение, она рассказывает уникальные истории известных земляков Нижнего Новгорода с помощью современных художников. Зал, в котором расположилась инсталляция “Колокол”, посвящен двум известным композиторам, которые родились и провели свое детство в Нижнем Новгороде – организатору «Могучей кучки» Милию Балакиреву и авангардному композитору Михаилу Матюшину, автору музыки к опере Велимира Хлебникова и Каземира Малевича – «Победа над солнцем». Вместе с куратором этой части экспозиции – Ксенией Ануфриевой, мы постарались провести параллели между творчеством двух совершенно разных, но одинаково являвшихся новаторами в свое время, композиторов, и нашим художественным высказыванием.

The Bell

Artem Filatov, Vladimir Chernyshev

2015

Installation. 

Exhibition “High hopes museum”, NCCA “Arsenal”, Nizhny Novgorod

In traditional culture all it’s parts have the symbolical meaning: the type of ceremony, the style of woodcut architrave or a dress with a special ornament – all these signs are possessing special knowledge. The ancients cultural codes push out from the rapidly changing city’s environment, when at the same time they die out alongside with abandon village houses.

In our installation we decided to use old wood taken from abandon houses in Nizhny Novgorod region, these material was used to build a serial of seven arches. An arch is a key symbol in different cultures, that speaks about divine or civil power that exceeds the possibilities of the common. Today the arch is an empty form with out it’s prime meaning, the from that became a part of decoration. Arches were commonly headed with images or bas-reliefs of emblem of the city or honorable family line, religious icon or motifs of heroic deed in war time.


For our arches we picked wooded blocks that heavily damaged by water and soil, with shape triangular edges, that with out imitation of architectural from could remind us of something between human work and piece of nature. When we stumbled upon the question about what to paint on the central wooden arch, we paid much attention to the fact, that it has two sides. This dualism, the will to show two parts of one thing led us to a delicate comparison, that should be well known to anyone who is living in Russia.


High Hopes Museum exhibition marks the opening of the Arsenal building of the Nizhny Novgorod Kremlin after restoration works; it demonstrates thematic and value orientations of the NCCA Volga-Vyatka region branch. Large-scale exposition, accommodated by two floors of new exhibition spaces, is dedicated to the great people of the Nizhny Novgorod region which can be conventionally regarded as actual artists of their time. The hall, where the installation “The Bell” was made is dedicated to two composers, who were born and spent their child years in Nizhny Novgorod: Mily Balakirev – the founder of The Balakirev Circle, and Mikhail Matyushin — avant-garde composer, futurist, who worked on a opera “Victory over the Sun” with Malevich and Kruchonykh. Together with the curator of the exhibition – Alisa Savitskaya and the curator of our hall Ksenia Anufrieva, we tried, as well, to compare the ideas of two different artists, that were both the innovators of their epoch and shared somehow close views.